Кирилл "msado" Готовцев (msado) wrote,
Кирилл "msado" Готовцев
msado

а не расстреливать ли нам за смайл КМПВ?

когда-то очень давно я написал статью про новую эпистолу, жанр постепенно возвращающийся в нашу жизнь. лет десять назад, написал, где-то так. хрен найдешь уже для чего оно писалось, я стессно не помню даже примерно.

но общий смысл запомнил - мол народ начал таки письма писать. еще лет 20 назад наличие телефона убило эпистолярный жанр как класс - бумажная почта жила разве что для солдатиков в армии и отдельных ретроградов дальнего севера и прочих мест, куда телефонизация не добралась как класс.

с тех далеких пор произошли две вещи, которые сильно развили ситуацию.

во-первых, поднялась сотовая связь.
во-вторых, появились “массовые публикаторы”

про первое все понятно, а вот про второе поясню. За последние несколько лет появилось значительное число сервисов, позволяющих любому, имеющему интернет, легко публиковать свои тексты для массового прочтения. сначала появились форумы, потом как развитие - блоги. хомпейджные системы сравнительно достаточно неуклюжи (а блин я яндексу говорил еще года три назад - давайте комьюнити билдинг озаботимся, сейчас был бы narod.ru впереди планеты всей... но кто ж меня слушает...)

в итоге - мы имеем большую (огромную) группу людей, регулярно пишущих тексты. плохие или хорошие с точки зрения литературы - вопрос сложный. Если сравнивать с “большой” литературой - наверное никто из авторов не тянет. НО. никто из них роман-то и не пишет. а вот эпистолярный жанр вполне себе терпим и в его рамках можно вполне найти изрядное число самобытных текстов.

и тут мы фиксируем то самое, о чем пишет yatsutko, с чего и начался это пост.

фокус в том, что я вижу эту историю немного по-другому

извините, но начну издалека.

в природе существует два основных способа записи мыслей: буквенно-фонетический и знаково-понятийный. Древнеегипетское письмо представляло из себя, вроде как, что-то третье, но слава те господи не дожило.

первый способ, когда буквами обозначающими звуки записывается звучание текста нам наиболее привычен, это традиционная для пост-греческих культур письменность.

второй способ, когда иероглифом обозначается определенное понятие, традиционен китайской и японской культур.

далее.

на сегодня мы имеем устойчивую тенденцию к разделению текстов, которыми мы пользуемся в жизни на три категории:

служебные тексты
прямые тесты
важные тексты

служебные тексты - это такие тексты, позволяющие нам ориентироваться в окружающем пространстве, преимущественно короткие. Вывески, “выхода нет”, “не влезай убьет” итп.

в служебных текстах мы медленно (последнее время уже не особо медленно) мы переходим на знаково-понятийную письменность. Краткий список артефактов, живущих в нашем культурном поле:
логотипы
дорожные знаки
пиктограммы
смайлики
знаки типа мы/жо
маркировки на одежде
итп.

очень большое влияние на развитие этой письменности оказывает компьютер. фокус в том, что экран компьютера достаточно мал, поэтому эргономика вынуждает нас максимально компактно отображать интерфейс, а иероглиф значительно более компактен, чем его фонетическое отражение, то есть слово.

прямые тексты - это разговоры и эпистолы. на них огромное влияние оказывает развитие сотовой связи, как ни странно. Наличие постоянной связи между людьми с одной стороны и необходимость оплачивать каждую секунду этой связи - с другой, порождает стремление к максимально компактным при равной выразительности текстам. что далее, в эпистолярном жанре приводит к двум вещам - стремлению к иммитации фонетических особенностей разговорной речи, для имитации выражения и отказа от сложных словоформ в пользу уточняющих знаков - emoticon, смайлов. В результате речь упрощается, сохраняя выразительность исключительно за счет интонации произнесения.

к слову, должен сказать, что это совершенно про-японская тенденция, (про китай не буду говорить - некомпетентен), где в зависимости от интонации слово может означать существенно разные вещи.

важные тексты - это тексты, где максимально важно передать точный смысл того, о чем говорит автор - это литература, публицистика и официальные тексты. В этом поле происходит ОЧЕНЬ много всего разного, говорить сейчас не готов и не буду.

ну вот собственно то, что я вижу, когда смотрю на то, как люди пишут на форумах, в ЖЖ, в чатах.

плохо или хорошо происходящее?

на самом деле - я не знаю. правда не знаю. был ли плох Пушкин, который по сути ввел в норму “большую” письменную речь, аналогичную “культурно-разговорной”. мне искренне жалко потерять пушкинский русский язык, лингвисты говорят, что выразительнее современного русского языка нет практически нифига. возможно нет ничего плохого в том, что широкие массы спосбны его только читать, но не писать на нем - в ту же пушкинскую эпоху эти самые широкие массы и прочесть-то ничерта не могли - а ведь неплохие результаты в итоге...
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments