Кирилл "msado" Готовцев (msado) wrote,
Кирилл "msado" Готовцев
msado

интервью с Ген. Продюсером Lycos А. Себрантом

Kirill: Андрей, сколько я себя помню ты тем или иным образом работал с западными компаниями, дезотносительно постоянного места приписки. Сейчас основная работа - западная. Насколько корректно сравнивать опыт работы в MiningCo и Lycos?

Sebrant: это все-таки разные вещи - одно дело работать удаленным редактором малой части большого проекта (т.е. делать почт-что авторский проект), другое - работать full time на портал в целом.... Но, если подумать, есть куда более принципиальная разница: MiningCo (впоследствие About) ориентировался сугубо на американскую аудиторию и американский рынок - а российский Лайкос работает на Россию. Это ОЧЕНЬ принципиальная разница...


Kirill: Согласен, разница большая. Скажи, а модели работы с российской аудиторией при этом западные, или все же Лайкос поставляет только математику, грубо говоря, а весь "культурный контекст" делается специфично на Россию?

Sebrant: В интернет-проекте то, что ты называешь "математикой", сильно связано с "культурным контекстом". Ведь Лайкос - это не только страницы тематических каналов - это и другие продукты, например, интерактивная игра Бойцовский Клуб со своей логикой и сценарием или сложный чат... Так вот стилистика и сценарий игры, сценарий чата, стиль оформления - они едины для Европы. Поэтому располагая только возможностью перевести на русский ТЕКСТОВУЮ часть этих продуктов, невозможно их полноценно локализовать, сделать узнаваемо российскими или модифицировать те самые "модели обращения к аудитории", о которых ты говоришь. Шаблоны - хоть графические, хоть логические, хоть психологические - остаются европейскими.

Kirill: И насколько, судя по опыту оно приживается?

Sebrant: По-разному ;) Тут ведь есть еще и технологические отличия от Европы, увы. Ну, например, чат, который очень многим нашим местным пользователям нравится по сути и возможностям, очень требователен к ширине каналов доступа, к ресурсам компьютера. В итоге европейскую ситуацию, когда он суперпопулярен у домашних пользователей, у нас не получается повторить - многие его поклонники могут с им только с работы пользоваться.
Если взять тот же бойцовский клуб - он и близко не завоевал популярности местного БК (который combats.ru). На мой взгляд во многом потому, что в Европе его рассматривают как просто индивидуальную развлекаловку и сознательно не интегрировали в него возможности создания сообществ игроков - т.е. именно то, что явилось основой успеха российского БК. Примеры можно множить, но смысл останется примерно тем же - я и сам не ожидал, придя в Лайкос три года назад, насколько ДРУГИМ окажется проект, внешне и по формальным признакам похожий на отечественные порталы. Причем чем больше работаю, тем больше вижу различий ;-)

Kirill: А еще про различия тогда? Вернее так: что на твой взгляд еще не локализовано из того, что стоило бы. И что не идет из локализованного, а зря?

Sebrant: Различия, боюсь, таковы, что на вторую часть вопроса очень трудно ответить ;) И это следствия как раз различий между российской и европейской ситуациями. Вот еще пример из области сервисов - у нас при локализации почты с большим трудом пришлось выдирать из нее глубокую интеграцию с sms - и отнюдь не потому, что это не нужно пользователям. Просто здесь не получается сделать этот сервис (а он еще и платным должен быть) надежно и гладко работающим со всеми операторами мобильной связи - в России ока нет компании-посредника, которая предоставляла бы сервис sms-шлюза на всех операторов и при этом брала бы на себя все расчеты с пользователями. Для России было бы правильно предлагать немного другие продукты, а как раз этой возможности у нас и нет. Лайкос вообще в Европе сильно смещает акцент (если говорить о бизнес-модели) с предоставления рекламных площадей на предоставление платных услуг индивидуальным пользователям - платные опции в чате, в почте, в службах знакомств. С реализацией этой стратегии в России все очень непросто - хотя в самых разных странах Западной Европы она внедряется одинаково успешно.

Kirill: Ну например за Live Journal у нас довольно многие платят. хотя не в стратегических маштабах наверное. сейчас пойду посчитаю :-). А что именно хорошо продается в европе из опций, или это коммерческая тайна?
Kirill: посчитал. 1% от пользователей.

Sebrant: Лучше всего - платные опции почты (больший ящик, получение почты на домен с личным именем пользователя, улучшенная антивирусная защита) и платные опции в сервисах знакомств (больше информации о интересующем партнере, его/ее фотографии в большем количестве и большего размера, расширенные возможности поиска по базе данных). Неплохо в последнее время идут и платные опции в чате - возможности использовать графические спец-эффекты при написании сообщений, дополнительные опции при создании приватных комнат, возможность размещать мультимедийные файлы на странице личного журнала в чате.
И отличие здесь в слове "массовый". В Европе это массовый продукт, десятки процентов пользователей бесплатной базовой версии с удовольствием приобретают платные пакеты доп. услуг. Пока совершенно не похоже, что у нас есть РЕАЛЬНЫЙ СПРОС на такого типа платные услуги.

Kirill: ну да, полагаю 1% это типичная цифра про платников. ОК. А чего, как тебе кажется, не хватает в России сегодня по сервисам, без относительно Лайкоса, сравнительно с той же европой. Без относительно идеи - пойдет-непойдет. Что полезного бывает из нереализованного зедсь?

Sebrant: Во-первых, того, что я упомянул выше мельком - глубокой интеграции коммуникационных сервисов. Это интересная и сложная кухня ;) Например, чтобы в поле To: письма, отправляемого с веб-почты можно было спокойно писать номер телефона и быть уверенным, что адресат его получит как SMS (а скоро - и как MMS) - или чтобы письмо ушло как обычное е-мыло, но уведомление о вручении пришло на мой мобильник (потому что я сейчас убегаю от компа, а мне надо точно знать, что письмо прочитано...) В этом же ряду еще и третий компонент (Лайкос начал разворачивать в Европе свой мессенжер, который интегрирован и с почтой, и с sms) - так что общение по почте, аське, sms гладко сшиваются друг с другом. А рядом и чат, и служба знакомств ;-) Т.е., например, если кто-то, кто входит на чате в твой личный список друзей, залогинился в чат - ты об этом немедля узнаешь по мессенжеру и телефону ;) При такой интеграции масса интересных фенечек возникает, все тут не перечислишь...

Sebrant: При этом не надо в ответ говорить, что сильно постаравшись, какие-то из подобных функций можно для себя и у нас организовать. Тут весь смак в массовости - это просто и доступно всем, вне зависимости от глубины познаний в интернете...

Kirill: да, это как раз понятно. Ну и напоследок. Есть что-то чего не хватает лично тебе? Без относительно реальности реализации вообще?

Sebrant: Да вот этого самого не хватает... О чем сейчас говорили - жутко не хватает возможности предложить ПОЛНОЦЕННЫЙ красивый продукт в России нашим пользователям... Это жутко обидно, и опять же - чем дальше, тем больше. Все-таки не затем шел в Лайкос, чтобы здесь у нас появился еще один сайт с картинками, импортированными новостями и средней руки поиском-почтой... Но оказалось, что сам по себе сайт в современном интернете не все может изменить - слишком многое определяется интеграцией с окружением, и онлайновым, и офлайновым... А среда, в которую мы тут интегрируемся, совсем иная. Два года частых визитов в Европу, общений с тамошними коллегами и наблюдений, как оно все там работает на практике, в этой области меня сильно просветили... И от этого печально...

Sebrant: Реально внешняя среда другая. Ну вот еще пример - в качестве борьбы с заведением множества аккаунтов одним пользователем (это любят спаммеры, например, проделывать) планируется скоро высылать пароль при регистрации на мобильник sms-кой. Поскольку у человека сотни разных мобильников, как правило, нет, а на один и тот же номер телефона число высылаемых паролей легко ограничить... Это нормально в Европе, где мобильник есть у каждого пользователя. А у нас что делать - отсечь от сервисов, требующих авторизации, всех тех, кто мобильником еще не обзавелся? В Европе и платить за сервисы можно с мобильника мгновенно...
Т.е. это не просто отсутствие НЕСКОЛЬКИХ сервисов - это, используя довольно заезженный штамп, разница в развитии массового информационного общества со всей его инфраструктурой, причем в стране в целом, а не в паре крупнейших ее городов...
В итоге, возвращаясь к тому опыту, который наработался в больших западных проектах - ориентированных и на нас, и на них - могу порадовать тех, кто отстаивает "особость" Рунета и очень не хочет масштабного появления здесь западных игроков и западных "культурных стандартов". Теперь я думаю, что это нам не грозит - хотя три года назад я думал иначе... Мы действительно заметно другие (не столько как отдельные люди, сколько как страна в целом) - не только в онлайне - и барьеров на ближайшее время хватит, чтобы оградить Рунет от пришествия совсем "чужих" :-)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment