Кирилл "msado" Готовцев (msado) wrote,
Кирилл "msado" Готовцев
msado

А правда ли, что оптимизация умирает?

Был период, когда в оптимизаторы прямо толплой народ подавался, мне как-то оно странно было. Ну то есть понятно, что это бизнес, на примере Ашманова, даже вполне себе потенциально пристойный, а все равно оно мне как казалось так и продалжает казаться каким-то странным. Вот вроде как и в хороших знакомых и друзьях куча народу из оптимизаторского бизнеса, а как-то что-то в душе отжимается.

Я это к слову о стартапах вспомнил, кстати.

Оптимизаторский бизнес дал очень интересный опыт куче людей - подъема собственного дела с нуля, на эксплуатации чужой некомпетентности. Основа такого бизнеса очень простая - ты знаешь что-то такое, что не знают клиенты, а им это знание потенциально приносит пользу. Ты им это знание продаешь. По сути точно так же устроено огромное количество всяких бизнесов, строго говоря это большинство сервисов. Некоторая хитрость с оптимизацией состояло в том, что, во-первых, умения, которые были нужны для процесса были секретными только для тех кто уж совсем ничерта не понимал в интернете, и в том, что никаких особенных вложений для старта этого бизнеса не требовалось. Эдакая калифорния, где на большинстве земельных участков можно было воткнуть помпу и качать нефть, даже лучше, качалку покупать не надо.

Очень интересно, когда громадно количество людей получило равный доступ к ресурсу. Собственно все, кроме Ашманова, имели совершенно ровные условия для старта. У Игоря изначально бизнес существенно проинтегрирован с Яндексом, за счет этого он очевино всегда шел впереди рынка, его собственно и не стоит рассматривать как его участика, у него история несколько другая.

С тех пор как оно взлетело уже куча лет прошло, рынок у них как-то сложился, и, хотя слово "оптимизатор" как и "манмейкер" все равно для многих ругательное, но много чего интересного выросло, таки мне очень кажется, что на то все очень занятно смотреть не в формате "о как люди на говне поднялись", а посмотреть, как именно разные люди строят свою организацию в условиях понятных продаж очень легко добываемого ресурса, когда успешность или неуспешность зависит не от наличия ресурса или его цены - оно у всех плевое есть и не проблема, а от того, как ты строишь коммуникации, бизнес и всякое такое. Данных про это дело обычно маловато, посему я зацепился за то что есть, а есть у нас то ли слив, то ли вброс от РБС, который bdbd, про распределение клиентов.

Первоисточник висит на роеме.

С бдбд я в принципе знаком жутко давно, собственно Миша Зуев придумал это название буквально при мне в дико-лохмтом году, Пашу Мауруса я тоже отлично помню по port.ru, где они с Мишей и познакомились. Ребята в какой-то момент бодро росли, существенная часть маркетинга была построена на активном продвижении и Мишиных книгах, таких довольно бодрых и стебных. Компания быстро росла, насколько я понимаю ребята довольно много вложили в ее корпоративность и формализованность, убирая из нее традиционно-интернетовское распиздяйство. И примерно год или чуть меньше мне как то Миша обмолвился что оптимизации-то похоже пришел кабздец.

Кабздец или не кабздец, это я думаю мне в комментах сейчас понапишут, мне интересно другое: что и как будет делать компания, выросшая на легкой сырьевой базе, построеная в формальном ключе, а стало быть имеющая только формализированные механики работы с персоналом. К зиме они выпустили новую книгу, это было предсказуемо, потом были телодвижения с вебэффектором, которые я вообще не понял. Ну то есть второй сеопульт - это наверное прикольно, но если рынок Матриксом действительно убит - что даст автоматизация?

Ну вот а теперь у нас есть то, что мне бы они поди не дали - расклад по источникам доходов.

Легенда

Возраст
Распределение клиентов по возрасту
Живых из данной возрастной категории

менее полугода
20%
77%

от полугода до года
14%
71%


от года до двух
37%
60%

от двух до трёх лет
16%
28%

от трёх лет до четырех лет
7%
15%

более 4 лет
5%
5%

Сумарно доматриксные клинты составляют 65% текущей клиентской базы, причем большей половине из них услуги были проданы непосредственно перед кризисом. Судя по кривой, более старые клиенты отваливались в традиционной арифметической прогрессии, оставшиеся 5% - вероятнее всего - это ключевые клиенты. Поставим первую галочку - какая-то часть ключевых клиентов обработана и осталась.

Дальше смотрим что происходит с 34% остатков. Процентовка выживания у них почти ровная, при этом тех кто пережил больше полугода почти в полтора раза меньше, чем свежих, это означает провал продаж с ранней весны до ранней-же осени прошлого года.

Смотрим на процентовку виживания и видим второй забавный момент - на границе 2 года больше половины базы встало и свалило. Судя по разговорам, которые я смог снять за пару дней, пока думал про все это - ушло частью в не менее дорогие сегменты, а часть ушло вообще из услуг в сервисы, типа того же сеопульта, насколько я понял, произошло это сравнительно недавно, в горизонте нескольких месяцев.

Судя по тому, что вэбеффектор рекламируется на ситиформате в городе, погоню за уходящими будут проводить в полуавтоматическом режиме.

И вот сомтрю я на это все и думаю - хорошо или плохо, что я в это все не ввязался сто лет назад?

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments